8 800 550 81 19

Конкурсная работа ""Подвижные игры. Игровая мозаика" Придумывание вариантов подвижных игр"
Дата размещения 02.11.2014
Название работы: ""Подвижные игры. Игровая мозаика" Придумывание вариантов подвижных игр"
Ключевые слова:

522
0
NAN

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

Конспект  занятия на курсах  повышения квалификации для воспитателей и инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений

Тема: Мастер-класс:  « Подвижные игры. Игровая мозаика».

Придумывание вариантов  подвижных игр.

 

Выполнил  преподаватель методики физического  воспитания Хусяинова Н.Ш.

 

«В игре ребенок  живет, и следы этой жизни остаются в нем глубже, чем следы действительной жизни…»

«Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека...»

К. Д. Ушинский 

Ведущая  идея занятия:

Придумывание вариантов  подвижных игр активизирует творческую деятельность, актуализирует интеллектуальные способности педагогов, формирует общие и профессиональные  компетенции, заряжает  весельем, радостью.

         Цели занятия:

  1. Повышение профессиональной  компетентности и мастерства педагогов.
  2. Решение профессиональных задач, анализ и оценка информации  при условии  совместной работы   в команде и взаимодействии всех участников.
  3. Развитие  творческих  способностей и  воображения.

         Задачи занятия:

  1. Актуализация знаний, умений, навыков по методике проведения подвижных игр. 
  2. Активизация мышления, формирование умения самостоятельно придумывать  усложнения к играм; грамотно обосновать вариант игры 
  3. Формирование  умений и навыков организации и проведения  подвижных игр, накопление опыта практической деятельности.
  4. Развитие способностей анализировать и оценивать деятельность участников  образовательного процесса.
  5. Развитие организаторских  и  коммуникативных  способностей

Вид занятия: практическая работа.

Педагогические технологии, обслуживающие процесс преподавания:

- игровая технология,

 - командно-групповая работа

- развивающее  обучение.

- ЭОР( презентация)

Основные профессиональные позиции преподавателя  на занятии:

Преподаватель  - модератор, организатор процесса, координатор, коммуникатор.

Материал к занятию:

Презентация со слайдами

Критерии  оценки вариантов игр.(на доске)

  • Усложнение игры, сохраняя основные движения, порядок игровых действий, образы в сюжетных играх.
  • Соответствие возрастным возможностям детей .
  • Грамотность обоснования  изменения в игре.

  Карточки с описанием  игр  (на четыре подгруппы).

  Спортивное оборудование ,маски.

Описание процесса преподавания (ход занятия).2часа

Вопрос:

 Как  кратко можно определить сущность подвижной игры? слайд 2

  • Подвижная игра – сложная эмоционально окрашенная двигательная деятельность, обусловленная  правилами.

В игре можно выделить:

  • Цель
  • двигательные действия
  • сюжет (тема, идея)  
  • роли
  • правила


У старших дошкольников снижается интерес к подвижным играм.
Нет интереса, значит,  нет радости, улыбок,  задора, нет успеха.

     Вопрос:

    Почему у детей снижается интерес к играм? слайд 3

  • Нет разнообразия в играх. Сюжет прост, образы, движения  повторяются
  • Неправильная методика проведения игр
  • Низкая двигательная активность детей в игре
  • Не целесообразные   правила игры

     Вопрос:

Зачем надо придумывать варианты к  игре? слайд 4

  • Для поддержания интереса к игре и внесения разнообразия
  • Повышение двигательной активности
  • Совершенствования навыков основных движений.
  • Усложнения двигательных заданий
  • Усиления воспитательной роли игры
  • Развитие творческого  воображения, внимания, памяти,
  • Формирования       самостоятельности и инициативы.

Вопрос:

К каким играм можно придумывать варианты?

Сюжетным, бессюжетным, играм соревнованиям,играм –эстафетам.

    Вопросы:

           Для какого возраста? (для младшего и старшего дошкольного возраста)

           Каковы  особенности игр детей  младшего дошкольного возраста? слайд 6

  1. Дети могут подчиняться элементарным правилам
  2. Сюжет простой, образы знакомые
  3. Игры с небольшим художественным текстом  подсказывают детям движения и заменяют в игре правила
  4. В  играх появляется роль водящего 

Вопрос:  Каковы  особенности игр детей  старшего дошкольного возраста? слайд 7

 

  1. Вводятся новые движения: метание, лазание, прыжки в длину и высоту с разбега
  2. Постепенно увеличивается количество правил, они становятся сложнее.
  3. Наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнований

Какие правила придумывания вариантов игр можно выделить? слайд 5

  1. Усложняй игру, сохраняя
    1. основные движения,
    2. порядок игровых действий
    3. образы в сюжетных играх.
  2. Помни о возрастных возможностях.
  3. Обосновывай изменения в игре.

Предложить обосновать.

  Вопрос: Как  можно усложнить игру? слайд 8

Приемы усложнения игры. Варианты.

1. Выбор двух водящих.

2. Выполнение движений в парах

3. Изменение способа выполнения движений.

4. Внесение дополнительных атрибутов, включение новых двигательных заданий

5. Изменение темпа выполнения движений.

6. Изменение размещения играющих( расстояния ,площади для игры, места построения)

7. Изменение сигналов к действиям детей.

8. Введение  новых правил

9. Рациональное  использование текста

Вопрос: Кто придумывает варианты игр?

  • В начале ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю
  • Постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности.
  •  К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей

 

Примеры  придумывания вариантов игр.

Совместная  творческая деятельность участников мастер-класса.

 Для увеличения физической нагрузки, двигательной активности

  • Два водящих                                                                                                                                               
  • Увеличение  расстояния для бега, прыжков (в игре  «Волк во рву» -два рва)
  • Изменение темпа выполнения движений (В игре «поезд»- быстрый бег- с горы)
  • Проведение  игры в нестандартных условиях (бег по песку).
  • Рациональное использование  стихотворного  текста (во время чтения стихов выполнять  приседания, подскоки.)

Для  усложнения  двигательного задания:

  • Использование спортивного инвентаря .В игре «Поезд»  -  пролезание под дугами, ходьба по доске - поезд едет через туннель, по мостику

В игре «Цветные  автомобили»- ходьба и бег между предметами, преодоление препятствий ,объезжая кочки:  кегли, кубики, мягкие мо­дули.

Изменение способа выполнения движений – имитация повадок животных: разные способы бега, прыжков, изменение положения рук.  В игре  «Зайцы и волк» выполнение прыжков  с продвижением вперед в  полуприседе на носках.

  • Ограничение  площадки в играх с увертыванием - цветной водой на снегу в игре «Хитрая лиса»
  • Введение дополнительных движений. В игре «Охотник и звери»- выход из норы пролезание  в обруч, по пути  перепрыгивание   ручья; в игре «Ловишка бери ленту» - сбор лент определенного цвета.

Для развития ориентировки в пространстве, развития  ловкости

  • Изменение  размещения   детей  на площадке: «Самолеты», «Цветные автомобили» - в колонны, в шеренги, в круг
  • Выполнение  движений парами, тройками: в игре «Зайцы и волк» - дружные зайчата
  • Остановка в красивой позе  втроем в игре «Сделай фигуру»

Для развития внимания, наблюдательности, мышления, воображения

  • Изменение  сигналов к действиям детей - вместо словесного ввести звуковой или зрительный сигнал - регулировка движения паровоза с помощью светофора
  • В игре «Охотник и звери»- изображать то животное, о котором заранее договорились, «охотник» угадывает
  • «Поезд» - в страну загадок: отгадывают загадку и «изображают ответ»;
  • «Поезд» - в страну любимых сказок: изображают героев сказки.
  • «Найди свой цвет»- дети подбегают к кружку соответствующего цвета и выкладыва­ют цветок

Для усиления воспитательной роли игры усложнять правила, вводить новые:

  • Правила на взаимовыручку, например,в игре «Мы - веселые ребята» -дотронуться до плеча, «Ловишки- пересекалки»-перебежать дорогу водящему)
  • Для воспитания смелости в игре «У медведя во бору»- грибы и ягоды собирать за берлогой медведя

 

Совместная  творческая деятельность участников мастер-класса.

Варианты  усложнения игры «Поезд».

  1. Поезд объезжает препятствия - дети продвигаются змейкой между кеглями, кубами.
  2. Поезд едет в гору (медленно). С горки (быстро)
  3. Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью зрительных ориентиров.

      красный флажок - дети должны остановиться; желтый - идти; зеленый - бежать.

  1. Поезд едет через туннель - дети пролезают под дугами.
  2. На «Поезде» дети могут приехать  в лес, в зоопарк, в страну загадок, в страну  сказок.
  3. В лесу дети изображают, как собирают грибы, ягоды, срывают орехи, переступают через кусты (ходьба широким шагом), идут по кочкам (приставной шаг) ;
  4. В лесу  дети имитируют повадки медведя  (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть согнутые в локтях, перед собой);

 лисы (ходьба на носках),

 оленя (ходьба с высоким подниманием колен, руки скрещены над головой), 

птички (бег с плавными движениями рук),

 жука (ползание).

  1. В зоопарке дети изображают жирафа (ходь­ба на носках, руки в замок над головой), слона (ходьба с опорой на ладони  и стопы),
  2. В стране загадок дети отгадывают загадку и «изображают ответ»;
  3. В стране  любимых сказок изображают героев любимой  сказки

 

 

Самостоятельная творческая деятельность участников мастер-класса.

 «Радость, доставляемая нами другому,

пленяет тем,

что она не только не бледнеет, как всякий

отблеск, но возвращается к нам еще более яркой».

 Виктор-Мари Гюго слайд 9

 Работа в командах.

Занятие будет строиться в виде деловой игры. Разделитесь на команды. Каждая команда получает карточки задания  и начинает составлять  вариант  .При необходимости  игры  для придумывания  вариантов сначала проводятся руководителем, затем в подгруппах придумываются варианты к ним . Содержание игр на карточках.

 «Охотники и звери».

Дети изображают лесных зверей: зайцев, медведей, лисиц. Охотники (двое детей) стоят в стороне, у противоположных концов комнаты (площадки). В руках у каждого по два мяча. Дети бегают по всей площадке, передавая движениями, характерные особенности изображаемых зверей. По сигналу «Охотники!» звери «замирают» – останавливаются, а охотники «стреляют» – бросают мяч. Охотники бьют мячом с места два раза (в ноги детей). Тех, кого «подстрелили», охотники отводят в свой дом. После одного – двух повторений игры подсчитывается, кто из охотников «подстрелил» большее количество зверей, затем назначаются новые охотники (не из числа «подстреленных»), и игра возобновляется.

 «Каменный лев»

Цель: развитие внимания, координации движений, быстроты, сообразительности; закрепление умений контролировать положение тела и ориентировки в пространстве. Атрибуты и инвентарь: шапочки-маски каменных львов.       Описание игры: дети встают в круг, «лев» - в центре круга.

 Взявшись за руки, дети идут по кругу:

                  Лев из камня любит спать,                   

                  Будем годы   мы с тобой считать:

Дети на носках  приближаются к спящему «льву»:

Как пройдёт лет пятьдесят,

Так пойдёт ловить ребят.

Раз-два, берегись,

В лапы льву не попадись!

Дети четко проговаривают слова,  после слов «не попадись», «лев» начинает ловить убегающих детей.

Кого «лев» запятнает, тот каменеет, т. е не двигается.

По сигналу дети перестают бегать,

все пойманные дети становятся в середину круга и «лев» говорит:

                  Я тебя не отпущу,

                  В твердый камень превращу.

Игра повторяется, те, кого запятнал «лев», становятся «каменными львами».

«Моряки и акула» 

Игра проводится на площадке. Из числа наиболее сильных участников выбирается «акула» (водящий). Все остальные участники моряки Правила игры. . По сигналу : «моряки плавают» Участники игры бегают по залу (имитируют движения пловцов). По сигналу: «Акулы! Быстро из воды!» – дети убегают и спасаются, перепрыгивая через борт «шлюпки»). водящий («акулы») стараются поймать игроков, которые не успели перепрыгнуть через борт  «шлюпки».

Представление придуманных вариантов игр и проигрывание наиболее интересных из них.                                                                                                              Критерии  оценки вариантов игр.(на доске)

  • Усложнение игры, сохраняя основные движения, порядок игровых действий, образы в сюжетных играх.
  • Соответствие возрастным возможностям детей .
  • Грамотность обоснования  изменения в игре.

Подведение итогов занятия.

 

Список литературы

  1. Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А.     Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.
  2. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
  4. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2003. – 80 с.
  5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . – 2-е изд., испр. – М.: Издатель­ский центр «Академия», 2006. – 368 с.                                          




Авторские публикации

Все работы

Заповедное дело

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОГСЭ 03. Английский язык

Росметод 2020