8 800 550 81 19

Главная - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Методическая разработка занятия по профессиональному модулю ПМ.02 "Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации"
Конкурсная работа "Методическая разработка занятия по профессиональному модулю ПМ.02 "Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации""
Дата размещения 23.10.2014
Название работы: "Методическая разработка занятия по профессиональному модулю ПМ.02 "Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации""
Ключевые слова:

442
0
NAN

Министерство образования и науки РТ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования «Лаишевский технико-экономический техникум»

 

 

 

Методическая разработка занятия

по профессиональному модулю ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»

специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

на тему: «Учет резервного капитала»

 

Номинация: «Конспект учебного занятия»

Автор: Люхманова Алевтина Алексеевна                                                                                                                           

 

 

2014 год

Метод ведения: словесно-практический с элементами беседы и самостоятельной работы с использованием эвристического метода.

Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю и календарно-тематическим планом. Для достижения наилучшего результата учебного занятия применяются активные формы обучения, способствующие одновременно активизации интереса обучающихся и закреплению изученного материала.

 

 

Тема:  «Учет резервного капитала»

 

Цели:

Обучающая: Ознакомить с порядком формирования, использования и отражения на счетах бухгалтерского учета резервного капитала хозяйствующего субъекта. Умение применить знания при решении практических задач.

Развивающая: Развивать умение проводить анализ формирования и использования резервного капитала хозяйствующими субъектами, умение выделять главное при работе с законодательными актами.

Воспитательная: Развивать стремление к самостоятельности, внимательности, сосредоточенности,  удовлетворенности своей деятельностью, адекватности в самооценке.

 

Формируемые компетенции:

ПК 2.1 Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 9 Быть готовым к  смене технологий в профессиональной деятельности

 

Тип урока: Комбинированный.

 

Вид урока: Смешанный.

 

Межпредметные связи: Математика (проценты), Экономика предприятия (организационно-правовые формы собственности), Основы бухгалтерского учета (счета и двойная запись), ПМ 01 (источники формирования имущества).

 

Внутрипредметные  связи: «Классификация источников формирования имущества организации», «Учет уставного капитала».

Материально-техническое обеспечение: ПК, проектор, презентация на тему «Резервный капитал», правовая система «Консультант Плюс», раздаточные тесты (2 варианта), анкеты.

 

Источники информации:

  1. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.А. Лытнева, Л.И. Малявкина, Т.В. Федорова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 512 с. (Электронно - библиотечная система).
  2. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.П. Кондраков. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 681 с. (Электронно- библиотечная система).
  3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет – 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Инфра – М, 2008. – 717с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://buhcon.com/index.php
  2. http://repetitor-nachbuh.ru/index.php/map-site
  3. http://www.buh.ru/

 

Ход урока:

1. Организационный момент (3 мин.).

Приветствие студентов, определение отсутствующих, проверка готовности к занятию.

2. Проверка домашнего задания (индивидуальный опрос 15 мин., тестирование 3 мин.).

Индивидуальный опрос с выходом к доске.

Вопросы:

1.Назовите источники формирования уставного капитала и особенности его использования.

2.Отражение на счетах бухгалтерского учета операций с уставным капиталом.

 

Тестирование по пройденной теме «Уставный капитал».

Обучающийся выбирает  один из вариантов ответа.

Критерий оценки: правильный ответ – 1 бал.

Максимальное количество балов-7 балов.

 

ВАРИАНТ 1

1. В составе собственного капитала организации учитываются:

 а) уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль, целевое финансирование и прочие резервы;

б) уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, прибыль организации, целевое финансирование и прочие резервы;

в) уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы;

г) уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, прибыль организации и прочие резервы.

2. Размер уставного капитала акционерного общества:

а) имеет минимальную и максимальную границу;

б) не имеет минимальной и максимальной границы;

в) имеет минимальную границу;

г) имеет максимальную границу.

3.Минимальный уставный капитал ОАО должен составлять:

а) не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда;

б) не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда;

в) не менее 500-кратной суммы минимального размера оплаты труда;

г) не менее 50-кратной суммы минимального размера оплаты труда.

      4.При регистрации унитарного предприятия формирование уставного фонда отражается записью:

а) Дт сч. 80 Кт сч. 75;

б) Дт сч. 75 Кт сч. 80;

в) Дт сч. 79 Кт сч. 80.

5.Сумма выкупаемых собственных акций АО отражается записью:

а) Дт сч. 80 Кт сч. 81;

б) Дт сч. 51 Кт сч. 81;

в) Дт сч. 81 Кт сч. 51;

г) Дт сч. 91 Кт сч. 83.

6. Суммы фактически внесенных денежных средств в счет вклада в уставный капитал АО отражаются записью:

а) Дт сч. 80 Кт сч. 75;

б) Дт сч. 75 Кт сч. 80;

в) Дт сч. 51 Кт сч. 75;

г) Дт сч. 75 Кт сч. 51.

7. Аннулирование собственных акций после их выкупа у акционеров отражается записью:

а) Дт сч. 51 Кт сч. 81;

б) Дт сч. 81 Кт сч. 51;

в) Дт сч. 80 Кт сч. 91;

г) Дт сч. 80 Кт сч. 81.

 

ВАРИАНТ 2

1.Что означает запись: Дт сч. 84 Кт сч. 80:

а) увеличение уставного капитала за счет ранее созданного резерва;

б) направление средств нераспределенной прибыли отчетного года на увеличение уставного капитала;

в) увеличение уставного капитала за счет безвозмездно полученных ценностей?

2.Если по итогам финансового года (второго и последующих) сумма чистых активов оказывается меньше уставного капитала, его уменьшение отражается проводкой:

а) Дт сч. 80 Ктсч. 81;

б) Дт сч. 80 Кт сч. 84;

в) Дт сч. 80 Кт сч. 75.

3.Что означает запись: Дт сч. 84 Кт сч. 75:

а) начислены дивиденды своим работникам;

б) выплачены дивиденды работникам организации;

в) начислены дивиденды акционерам, не работающим в организации;

г) выплачены дивиденды неработающим акционерам?

4. Сальдо по счету 80 "Уставный капитал" должно соответствовать размеру уставного капитала

а) зафиксированному в учредительных документах организации;

б) в соответствии с рыночной стоимости организации;

в) и чистых активов;

5. После государственной регистрации организации ее уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счета 80 "Уставный капитал" в корреспонденции со счетом

а) 01;

б) 84;

в) 75;

6. Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами по учету

а) денежных средств;

б) капитала;

в) финансовых результатов;

7. Увеличение уставного капитала за счет резервного капитала отражается бухгалтерской проводкой ……………………………………

Комментирование ответов преподавателем, выставление оценок. Обучающиеся слушают ответы, дополняют, исправляют.

 

3. Целеполагание (3 мин.)

Сообщение темы и вопросов для изучения (Слайд 1,2). Формирование совместно с обучающимися цели изучения нового материала. Студентам необходимо выбрать цель занятия из предложенных преподавателем вариантов (Слайд 3,4):

  1. Ознакомиться с порядком формирования, использования и отражения на счетах бухгалтерского учета резервного капитала хозяйствующего субъекта.
  2. Применить знания при решении практических задач.
  3. Изучить нормативные документы, регламентирующие деятельность хозяйствующих субъектов.
  4. Рассмотреть необходимость формирования резервного капитала.

В процессе обсуждения студенты выбирают основную цель, но в тоже время предполагают, что  реализация  и других целей важна.

 

4. Актуализация знаний (3 мин.)

Фронтальная беседа:

  • Вспомните, какие источники формирования имущества существуют у хозяйствующих субъектов?
  • К каким источникам относится резервный капитал?
  • К активным или пассивным счетам относятся средства собственного капитала хозяйствующих субъектов?

 

 

5. Усвоение новых знаний (40 мин.)

Преподаватель:  Как правильно вы сказали, резервный капитал входит в состав собственного капитала (Слайд 5). Что же такое резервный капитал? (Слайд 6,7).

Обучающиеся: Записывают определение с экрана.

Преподаватель: Вспомните, какими Федеральными Законами регламентируется порядок формирования и использования собственного капитала хозяйствующих субъектов?

Обучающиеся: проговаривают Федеральные Законы (Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208–ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14–ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О производственных кооперативах»). (Слайд 8)

Преподаватель: Сейчас, каждый из вас, используя правовую систему «Консультант плюс»,  должен рассмотреть эти Федеральные Законы и определить порядок формирования и использования резервного капитала для: акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, государственных и муниципальных унитарных предприятий, производственных кооперативов.

Обучающиеся: Работают с правовой системой «Консультант плюс», конспектируют заданный материал.

Преподаватель: Является ли создание резервного капитала обязательным?

Обучающиеся: Отвечают на заданный вопрос (Нет, это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта).

Преподаватель: Таким образом, резервный капитал создают в обязательном порядке акционерные общества и совместные организации в соответствии с действующим законодательством. Организации, создающие резервный капитал по своему усмотрению могут его использовать на различные цели, в т.ч.:

  1. покрытие убытков по хозяйственной деятельности;
  2. на выплату доходов по облигациям и дивидендам по акциям;
  3. увеличение уставного капитала;
  4. покрытия различных непредвиденных расходов.

Мы с вами видим, что порядок формирования и использования резервного капитала определяется действующим законодательством или учредительными документами предприятия. Размер отчислений в резервный фонд регламентируется действующим законодательством и учредительными документами. Проводить отчисления в резервный фонд ежемесячно или ежеквартально не обязательно, на предприятиях руководствуются своим финансовым планом, который определяет направление использования прибыли по кварталам, а иногда и по месяцам. Отчисления в резервный фонд могут быть неравномерными, лишь в целом за год они должны составлять не менее 5% годовой чистой прибыли.

Обучающиеся: Конспектируют информацию, даваемую преподавателем.

Преподаватель: Переходим ко второму вопросу нашей сегодняшней темы, вспомните, как он звучал?

Обучающиеся: Называют второй вопрос (Отражение на счетах бухгалтерского учета резервного капитала).

Преподаватель: Совершенно верно. Для получения информации о наличии и движении резервного капитала используют пассивный счет 82 «Резервный капитал». По кредиту счета  происходит создание и увеличение резервного капитала, по дебету – уменьшение и использование. Отчисление в резервный капитал отражается по дебету счета 84 и кредиту счета 82. Использование резервного капитала отражается по дебету счета 82 и кредиту счетов – потребителей резервного капитала.

Обучающиеся: Конспектируют информацию, даваемую преподавателем.

Преподаватель: В соответствии с действующим законодательством, на какие цели может быть использован резервный капитал хозяйствующего субъекта?

Обучающиеся: Отвечают на заданный вопрос.

Преподаватель: Самостоятельно составьте корреспонденции счетов по использованию резервного капитала хозяйствующего субъекта.

Обучающиеся: Составляют корреспонденции счетов.

Преподаватель: А теперь проверьте себя (Слайд 9). При журнально-ордерном учете синтетический и аналитический учет резервного капитала осуществляется в журнале-ордере №12. В конце месяца из журнала–ордера № 12–АПК суммы кредитовых оборотов счета 82 с подразделением по корреспондирующим счетам в установленном порядке переносят в Главную книгу.

Данные из журнала–ордера № 12–АПК используются при составлении отчета о движении капитала.

Обучающиеся: Проверяют составленные корреспонденции счетов. Конспектируют информацию, даваемую преподавателем.

Преподаватель: На основании имеющихся данных составьте корреспонденцию счетов и аргументируйте ваши бухгалтерские записи (Слайд 10,11).

Обучающиеся: Составляют корреспонденции счетов.

Преподаватель: Вызывает двух студентов к доске для решения задачи.

 

6.Закрепление нового  материала (10 мин.)

Фронтальный опрос (Слайд 12,13). 

Критерий оценки: 

 правильный ответ на вопрос теста – 1 бал;

 правильный ответ на вопрос по новой теме – 2 бала.

 

7. Анализ и оценка успешности деятельности, выставление оценок (5 мин.).

Проводится анализ всей работы проделанной на занятии, проводится связь между целями занятия и степенью их достижения. Конкретизируется материал занятия, по заработанным баллам выставляются оценки (Итоговое количество баллов берется из индивидуальных карточек студентов). Количество баллов и соответствующая оценка выводится на слайде. Анализируется работа студентов, отмечаются лучшие ответы.

 

8. Рефлексия (5 мин.)

Студентам предлагается ответить на вопросы анкеты.

 

9. Домашнее задание (3 мин.).

 Составить конспект на тему «Чистые активы организации». Дать определение «чистых» активов, уметь рассчитать величину чистых активов, знать экономических смысл и значение величины «чистых» активов.

 

 

Анкета для обучающегося

 

  _____________________________________Фамилия И.О., __________группа

 

 

Тесты

Ответ у доски

Ответ при фронтальном опросе

Допол.баллы

Итого

баллы

 

 

 

 

 

 

  Ответьте на вопросы:                                                     

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

 

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

 

Назовите, чем вы занимались на уроке?________________________________________________________

Какие трудности ты испытывал на уроке?_______________________________________________________

Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?

Поставь баллы от 1 до 5:

Индивидуальная -                         По карточкам -                             Самостоятельная  работа -





Авторские публикации

Все работы

Практические работы по теме "Колодочные тормоза"

1. Теория радиотехнических сигналов: учебное пособие. Часть 1. 2. Положение по итоговой государственной аттестации, направление подготовки "210700.62 Инфокоммуникационные технологии и системы связи", профиль подготовки "Защищенные системы и сети связи"

Росметод 2020