8 800 550 81 19

Главная - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Конспект учебного занятия ОД. 02.03. Народная музыкальная культура Тема: "Жанровая классификация музыкального фольклора"
Конкурсная работа "Конспект учебного занятия ОД. 02.03. Народная музыкальная культура Тема: "Жанровая классификация музыкального фольклора""
Дата размещения 29.11.2014
Название работы: "Конспект учебного занятия ОД. 02.03. Народная музыкальная культура Тема: "Жанровая классификация музыкального фольклора""
Ключевые слова:

577
0
NAN

КГБОУ СПО «АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»

 

 

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ОД 02.03.Народная музыкальная  культура

Основной профессиональной образовательной программы

по специальности среднего профессионального образования  

070214 «Музыкальное искусство эстрады»

 

Тема: «ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

использование  современных педагогических технологий - 

ИКТ, элементов деятельностного подхода в  обучении

 

Преподаватель:

                                                      Елена Вениаминовна Прокудина

 

 

Барнаул

2014   

I.ПРЕДМЕТНАЯ КАРТА

Группа: 20,21,  II курс (специальность-070214 «Музыкальное искусство эстрады»  по  видам  «Инструменты эстрадного  оркестра»,  «Эстрадное пение»)

Образовательная область: общепрофессиональная дисциплина  основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки          

 Дисциплина:  Народная музыкальная культура

 Тема: «Жанровая классификация музыкального фольклора

 Календарные сроки: 8  октября  2014г

 

II.  ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ

  • Цели занятия:

Образовательная. Формирование у студентов представления о  фольклоре,  как  особом  типе культуры,  о жанровом  многообразии  музыкального фольклора

Воспитательная. Привитие  интереса к русскому  песенному  фольклору.  Воспитание  музыкального  вкуса.

Развивающая.  Активизация  творческой  деятельности  студентов.

Методическая. Использование  современных педагогических технологий    -  ИКТ, элементов деятельностного подхода в  обучении.

  • Дидактические цели занятия:

 студент должен знать:

-  основные жанры отечественного народного музыкального творчества;

-  условия возникновения и бытования различных жанров народного музыкального творчества.

студент должен уметь:

-  использовать лучшие образцы народного творчества для создания джазовых обработок, современных композиций на основе народно-песенного материала;

-  исполнять произведения народного музыкального творчества на уроках по специальности.

- для развития интеллектуальных умений и навыков схематизировать, анализировать и обобщать учебный материал;

- для совершенствования умения работать в команде: терпимо относится к высказываниям друг друга.

  • Формируемые  компетенции:

ПК 1.1. Целостно воспринимать, самостоятельно осваивать и исполнять различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы в соответствии с программными требованиями.

ПК 1.3. Демонстрировать владение особенностями джазового исполнительства, средствами джазовой импровизации.

ПК 1.5. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкальных произведений, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.6. Осваивать сольный, ансамблевый и оркестровый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

ПК 2.4. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

         ПК 2.6. Применять классические и современные методы преподавания.

ПК 3.1. Исполнять обязанности руководителя эстрадно-джазового творческого коллектива.

ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

  • Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,   индивидуальная.
  • Технологии обучения: ИКТ, элементов деятельностного подхода в  обучении
  • Тип занятия: Комбинированный
  • Внутридисциплинарные связи:   Темы:  «Фольклор  как  особый  тип  культуры»,  «Календарные  обряды и песни»,  «Семейно-обрядовый  фольклор»
  • Междисциплинарные связи:  Дисциплины «Музыкальная литература», «Специальный  инструмент», «Сольное пение». Темы: «Становление  отечественной музыкальной культуры»,  «Стилизация  народной песни».
  • Оснащение занятия:

     - компьютер;

     - мультимедийный проектор;

     - аудио - колонки;

     -  презентация;

     -  музыкальные инструменты.

 

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный  момент.
  2. Объявление преподавателем темы занятия.
  3. Повторение  изученного  материала.  Беседа с применением  ИКТ
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление  пройденного  материала.
  6. Проверка домашнего задания, использование образцов  народного творчества для создания джазовых обработок, современных композиций.
  7. Рефлексия.
  8. Подведение  итогов  урока.
  9. Домашнее задание.

 

IV.ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ (ХОД УРОКА)

 

Этапы деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Примечание

1. Организационный момент

Перекличка.  Проверка готовности студентов к уроку

Готовятся к уроку

Заполнение журнала.

2.Объявление преподавателем темы занятия. Создание проблемной ситуации

Тема  нашего  урока:   «Жанровая классификация музыкального фольклора».

Обратите внимание на эпиграф к нашей теме. 

«Покажите мне народ, у которого было бы больше песен. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, встают города. Под песни… пеленается, женится и хоронится русский человек»»   Н.В.Гоголь

 Эта тема  является заключительной в разделе  «Фольклор  как  особый тип культуры».,  поэтому  прежде чем начать  говорить  о  жанровом  многообразии  музыкального фольклора  вспомним основные  понятия, рассмотренные нами  на прошлых занятиях.    

Записывают  тему в конспект

Презентация  «Жанровая классификация музыкального фольклора»

  1. Повторение  изученного  материала.  Беседа с применением  ИКТ

 

Постановка учебной цели

Повторим уже изученный материал

1. Расскажите об известных вам  типах культуры.

2. В чем заключается принципиальное отличие культуры «горячего» типа от культу­ры «холодного» типа?

3. Что является  универсальным способом  взаимодей­ствия людей с внешним миром.

Какова единая структура обрядов перехода? Каждый из этапов проиллюстрируйте примерами.

4. Объясните значение следующих понятий: «дуализм», «антропоморфизм», «ани­мизм».

5. Как вы думаете, почему традиционное мышление очень часто называют «черно-белым»? Обоснуйте свою точку зрения различными примерами. Приведите свои при­меры антропоморфизма, свойственного мифологическому сознанию.

 

Я просила найти  и  дать наиболее полное определение фольклора.

Давайте рассмотрим  насколько многообразно понятие фольклора

Аутентичный, или подлинный, фольклор –

Сценический вариант фольклора называется фольклоризмом.

Существуют несколько форм фольклоризма, характерные для сценического воспроизведения народных  традиций в условиях любительского и профессионального творчества.  Назовите их.

Таким образом, мы уже убедились  в многообразии проявлений  такого знакомого на первый взгляд явления  как  традиционная  культура.  Назовите  признаки  традиционной культуры

 Что означает  понятие  Синкретизм?

 Что означает  понятие  Вариативность?

Что означает  понятие  Коллективность?

Что означает  понятие  Устность?

 

Ответы студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы студентов

 

 

 

 

 

Ответы студентов

 

Презентация

4.Изучение нового материала.

Цель нашего занятия  - знакомство с классификациями  жанров отечественного народного музыкального творчества

Сложилось несколько  способов  классификации  музыкального  фольклора,  также    как  и  музыкальной культуры  вообще.

В отечественной науке представление о жанрах музыкального на­родного искусства складывалось в течение длительного времени. Од­нако до наших дней существует разное понимание категории «жанр» специалистами разных школ и направлений.

Приведем вкратце основные установки автора при определении и исследовании жанровых явлений в русской народной музыке.

Жанр (от французского «genre» — род, вид, манера) в музыкальном фольклоре — это род, вид или разновидность произведений народной музыки, обладающих существенными общими свойствами музыкально-стиховой структуры и музыкально-поэтической образности в связи со сходной социальной и художественной функцией.

Классификация осуществляется по принципу — от общего к час­тному.

Первый уровень разграничения жанровых явлений — по самым крупным, родовым признакам, определяемым типом художественной образности. Все многообразие произведений народной музыки под­разделяется в первую очередь на три рода — эпос, лирику и драму.

К эпосу в его чистой, беспримесной форме относятся песни пове­ствовательного характера, в музыкальном отношении основанные на декламационном принципе.

К лирике принадлежат песни и инструментальные мелодии, не связанные строго с каким-либо обрядом или действием и выражаю­щие чувства, переживания человека.

К драме можно отнести все музыкальные формы, которые сопро­вождают действие, движение, то есть те, которые связаны в той или иной мере с театральностью. Это песни и инструментальные наигры­ши, включаемые в народные театральные представления, а также поддерживающие то или иное народное действо: национальные об­ряды, разные формы народной хореографии.

Существуют промежуточные родовые явления. К лироэпическим можно отнести южнорусские распевные баллады или казачьи былин­ные песни, к лиродраматическим — прощальные песни подруг неве­сты на свадьбе. Однако для последовательной, точной классифика­ции за основу берется один, основной, ведущий признак. В распев­ных балладах главенство принадлежит лирическому началу. А свадебные коллективные причеты девушек на северной свадьбе обус­ловлены правилами и условностями обряда, поэтому в родовом отно­шении они принадлежат к драме. Трудовые артельные песни и при­певки поддерживают ритмичное действие плотников, крючников (груз­чиков), бурлаков, лесосплавщиков, рыбаков, поэтому их тоже можно (с определенной долей условности) отнести к драме. Колыбельные имеют в народном представлении обрядовое предназначение, без ко­торого невозможно, например, объяснить содержание так называе­мых смертных баек. Поэтому, хотя это и может показаться парадок­сальным, их правильнее отнести не к лирике, а к драме, к семейной обрядности.

Следующий уровень классификации внутри родов — видовой (что следует из определения понятия «жанр») — по жизненной или обрядо­вой приуроченности.

Посмотрите на таблицу жанров по принципу приуроченности  или не приуроченности, т.е основным критериями  при определении жанра выступает  её функциональное назначение в общинной жизни . Как известно, традиционные  народные песни  могут быть обязательной составляющей  какого-либо действия или обряда, т.е. быть приуроченными, а могут исполнятся независимо от перечисленных обстоятельств- в любое время, по желанию исполнителей, т.е. быть не приуроченными

Далее следует уточнение по разновидностям.

Песни одного вида могут предназначаться для разного исполне­ния по составу певцов и инструменталистов: соло или ансамблем, для разных половозрастных групп (детские, женские, мужские), с инструментальным сопровождением и без него; особое место зани­мают инструментальные жанровые проявления.

Уточнение жанра происходит и с учетом социальной среды, в которой соответствующая песня возникла и вкусы которой отражает: крестьянская или городская, солдатская или рекрутская, бурлацкая, ямщицкая, мещанский романс, тюремная песня.

На определенном уровне классификации принимается во внима­ние словесное содержание песни. Например, на один напев может быть исполнена героическая былина (старина) и небылица, что в корне меняет жанровую сущность произведения. На северной свадьбе на один напев может исполняться величальная и корительная песня, что, естественно, приводит к их существенным жанровым отличиям. Случается (на юге России), что песня о прощании девушки с друж­ком, которого ведут во солдаты, поется в плясовом кругу. Тогда сле­дует уточнение: плясовая песня рекрутского содержания. Вслед за колыбельной, в которой младенцу желают здоровья, следует смерт­ная байка, будто бы с ожиданием гибели ребенка, что также влияет на образный строй песни, меняет жанровый смысл обряда (продуци­рующая магия или оберег).

И наконец, при классификации песен учитывается народное тол­кование жанра, народная терминология: плясовые («алелёшные») песни (с припевом «лёли, лёли»), подблюдные («илийки» — с припе­вом «вью, вью, алею»), частушки и страдания (коротушки, долгущки, припевки, тараторки), лирические (проголосные, протяжные, дол­гие) песни.

Подобная многоуровневая классификация позволяет выделить наи­более общие жанровые явления и вместе с тем оттенить мелкие, но важные частности.

Автором обобщаются сведения, почерпнутые из множества науч­ных и фактологических источников, а также данные личного собира­тельского опыта.

 

 

 

 Студенты слушают, задают вопросы, дают  ответы  на вопросы  преподавателя  по ходу лекции  и  конспектируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

.

.

 

Презентация

5.  Закрепление  пройденного  материала. 

Вопросы для закрепления

1  Распределите песенные жанры по обрядам

2. Ответьте на вопросы кроссворда

3. Распределите  признаки по принадлежности к различным типам культуры

Отвечают  на  вопросы

Выполняют  задание  индивидуально.

Обосновывают ответ, высказывают свои мнения

Презентация 

6.

Проверка    домашнего  задания 

Рефлексия.

 

Вашим   домашним  заданием    было  использовать  образцы  народного творчества для создания джазовых обработок, современных композиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какова тема учебного занятия?

- Какие открытия сегодня на уроке вы для себя сделали?

- Что было для вас непонятным?

- Что для вас было важным?

Студенты  исполняют  народные песни в собственной обработке. Задание может быть представлено  как в групповом,  так  и  в  индивидуальном варианте

По ответам студентов диагностирую эффективность занятия: удерживают ли тему, цель занятия.

7.  Подведение  итогов  урока.  

Какие оценки  можно поставить - попробуйте оценить  себя самостоятельно

Отвечают на вопросы

Выставление оценок в журнал.

8. Домашнее задание.

 

 

 

  1. К  следующему  уроку  подготовить  конспект по  теме  «Жанровая классификация музыкального фольклора». Учебник  с. 18-19  [1]
  2.  Повторить  определения:  ритм, метр, фактура

Студенты записывают  домашнее задание.

Вопросы домашнего задания на доске.

 

Список литературы  для подготовки к занятию:

  1. Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю.  Народное музыкальное творчество, М.Академия, 2005
  2. Щуров В.М.  Стилевые основы русской народ­ной музыки М. Музыка., 2008.
  3. Щуров В.М.  Жанры русского  музыкального  фольклора, М. Музыка.,2003

Интернет-ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/




Авторские публикации

Все работы

Методические рекомендации для преподавателей по использованию технологии РКМЧП на занятиях английского языка

Методическая разработка урока-конкурса по дисциплине "Менеджмент" "Все зависит только от меня самого"

Росметод 2021