8 800 550 81 19

Конкурсная работа "Разработка урока по теме "Творчество Н. Гумилева""
Дата размещения 06.12.2014
Название работы: "Разработка урока по теме "Творчество Н. Гумилева""
Ключевые слова:

548
0
NAN

Зоя Петровна Рой,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский многопрофильный колледж»

г. Челябинск

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ

«ТВОРЧЕСТВО Н.С.ГУМИЛЕВА»

 

Тема урока: «Изысканный жираф» (Поэтический мир Н. Гумилева)

Когда меня отправят под арест

Без выкупа, залога и отсрочки,

Не глыба, не могильный крест-

Мне памятником будут эти строчки.

В. Шекспир

Цель урока:

Познакомить с биографией и творчеством поэта, раскрыть основные направления лирики.

Пробудить интерес к уникальной личности поэта, показать ее многогранность.

Оборудование: мультимедийная техника, презентация биографии поэта, портреты Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой, сборники стихотворений, раздаточный материал, музыка

Виды работ на уроке: составление хронологической таблицы биографии поэта, чтение и анализ стихов, заполнение лакун в раздаточном материале.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

- Тема урока  звучит несколько экзотично: "Изысканный жираф". Сегодня мы будем говорить о замечательном человеке, поэте, романтике, путешественнике. Он прожил всего 35 лет… В 16 его упрекали в позерстве. Он пробовал утонуть, вскрыть вены, был на войне, но не был ранен. На насмешки и неудачи не обращал внимания. Больше всего любил и боготворил жизнь во всех ее проявлениях. Героизм, и даже некоторый авантюризм, были для него отражением всепоглощающей жажды жизни. «Изысканный жираф»» - так называли его.

Ребята, подготовившие презентации, познакомят вас с этим удивительным человеком, Николаем Степановичем Гумилевым, поэтом Серебряного века. Ваша задача - составить хронологическую таблицу биографии поэта.                                                                  

Презентации обучающихся:

1 ученик:

- Николай Степанович Гумилев - поэт русского Серебряного века, родился в Кронштадте в 1886 году в семье корабельного врача, в бурную штормовую ночь, и по семейным рассказам, старая няня предсказала, что у него будет столь же бурная жизнь. Ее слова оказались пророческими. 

2 ученик:

- Читать Гумилев выучился пяти лет, и уже к 12 годам перечитал обширную библиотеку родителей, потом друзей и просто знакомых. Рос в Царском Селе. Учился в Царскосельской гимназии, директором которой в то время был поэт И.Ф. Анненский. Он стал наставником Гумилёва.

1 ученик:

- В октябре 1905 вышел в свет первый сборник стихов Гумилёва «Путь конквистадоров» (конквистадоры - испанские завоеватели Центральной и Южной Америки в XV-XVI веках).

Я конквистадор в панцире железном,

Я весело приветствую звезду,

Я прохожу по пропастям и безднам                                                                                                                                                                                                           

И отдыхаю в радостном саду.

Лирический герой гимназиста Гумилева видит себя конквистадором-завоевателем, он отважен и смел, как и сам поэт, и готов к смерти.

2 ученик:

- В 1906 окончил гимназию и отправился в Париж, где поступил в Сорбонну. Вернувшись в Россию, поселился в Царском Селе, был зачислен в Петербургский университет. Учился на юридическом, затем на историко-филологическом факультетах, но курса не кончил. В 1907-м совершил в своё первое путешествие в Африку, куда впоследствии приезжал еще несколько раз.

1 ученик:

- В 1908 вышла вторая книга «Романтические цветы» с посвящением будущей жене А.А. Ахматовой (тогда Анне Горенко).

Осенью 1909 отправляется в длительное путешествие по Африке. Возвращается в Россию в 1910. Выпускает сборник стихов «Жемчуга», сделавший его известным поэтом.

2 ученик:

- Весной 1910 обвенчался с Ахматовой. Летом молодые супруги побывали в Париже. Осенью вновь отправился в Африку, наконец, достигнув центра материка - Абиссинии, где записывал местный фольклор, общался с местными жителями, знакомился с бытом и искусством.

1 ученик:

- Ранее навсегда освобожденный от воинской службы, он в первые же дни мировой войны уходит добровольцем на фронт, зачисляется в лейб-гвардии уланский полк. К началу 1915 был уже награжден двумя Георгиевскими крестами, в марте 1916 произведен в прапорщики, переведен в 5-й гусарский Александрийский полк.

В мае 1917 его отправили в командировку на Салоникский фронт, но Гумилёв не попал туда и был оставлен в Париже. В 1918 перебрался в Лондон, оттуда вернулся в Россию, в революционный Петроград.

2 ученик:

- В 1918 году выходит шестой сборник Гумилева «Костер». 1921 – самый трудный год для писателя. В этом году был написан сборник «Шатёр» - «учебник географии в стихах». Это должно было быть описание в стихах всей обитаемой суши! В 1921-м же написана книга «Огненный столп», признанная впоследствии лучшей. Но вышли в свет они уже после смерти поэта, который был арестован по подозрению в заговоре против советской власти и расстрелян в августе 1921-го года. Гумилев очень мужественно встретил смерть. Чекистов, расстреливавших его, потрясло самообладание поэта.  Перед расстрелом он был спокоен, курил папиросу, шутил... и только лицо было чуть бледным и пальцы, держащие папиросу, слегка дрожали...

Учитель:

- Выстрелами на дуэли были убиты Пушкин и Лермонтов. Пробитое пулей, перестало биться сердце Маяковского. Неоправданная жестокость оборвала жизнь Николая Гумилева. Сколько поэтов потеряла Россия! Как оживить их?! Как воскресить?! Воистину живой водой станет наша память о них, прикосновение к их поэзии.

Чтение стихотворения «Сады моей души всегда узорны».

- Любовная лирика занимает центральное место в творчестве Гумилева. С 19 лет Гумилев был страстно влюблен в  замечательную поэтессу Серебряного века – Анну Ахматову, но долго не мог добиться взаимности. Посвящая Ахматовой стихи, пытался поймать в ее взгляде одобрение. Но она порой излишне строго критиковала. Тогда он немедленно швырял исписанные листки в огонь. Свою боль он выплескивал в стихах.

Чтение стихотворения «Из логова змиева».

Учитель:

- В церкви села Никольская слобода обвенчались Ахматова и Гумилев. Он, тогда не верящий в свое счастье, написал стихотворение «Она».

Чтение стихотворения «Она».

- Как описывает возлюбленную? (с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое»).

В романтических отношениях Николая Гумилева и Анны Ахматовой много трагизма, боли и погибших надежд.

Чтение стихотворения «Я и Вы».

- Как вы можете охарактеризовать лирического героя?  Что ему по душе?

- Найдите в тексте стихотворения экзотические образы. Чему они противопоставлены? (Лирический герой любит экзотический, таинственный мир: водопады, драконов. Ему чужды прибранный рай, салонная жизнь, темные пиджаки и платья. Он жаждет романтической смерти. Его романтическое восприятие смерти оказалось пророческим).

Визитной карточкой Гумилева является стихотворение «Жираф».

Чтение и анализ стихотворения «Жираф».

- К кому обращено стихотворение? Какие факты из биографии легли в основу стихотворения?

- Какие художественные средства использует Н. Гумилев для его создания?

- В раздаточном материале заполните лакуны (пропуски в тексте):

«Лирический герой пытается утешить героиню, развеять её печаль и тоску рассказом о красотах и чудесах далёкой Африки. Его описание подробно, многоцветно, зримо, чему помогают красочные___________(изысканный…, грациозная…, волшебный…, стройные…, немыслимые…). Плавный бег жирафа мы представляем благодаря _____________(и бег его плавен, как радостный птичий полёт). Сам рассказ об «изысканном жирафе» волшебен,  напоминает  сказку, поэтому, наверно, автор использует__________(«далёко, далёко…», «про чёрную деву, про страсть…», «про стройные пальмы, про запах немыслимых трав»). Преображению и без того прекрасной реальности способствует использование _______________(«много чудесного видит земля»). Но почему-то «весёлые сказки таинственных стран» лишь усугубляют ощущение одиночества и отчуждённости, лирический  герой несколько недоумевает, поэтому в последней строфе мы встречаем  ___________ и дважды - __________.

Список терминов: олицетворение, вопросительное предложение, лексические повторы, эпитеты, многоточие, сравнение».

Слушают песню «Жираф» в исполнении Елены Ваенги.

- Каким чувством наполнено музыкальное произведение?

-  Неистребимая жажда странствий владела Гумилевым всю жизнь. Свою поэзию он называл «Музой дальних странствий».

- По названиям стихотворений установите, где бывал Н. Гумилев?

Анализ стихотворения «Мореплаватель Павзаний»

- Что бросается в глаза? (обилие прилагательных)

- Какие два существительных используются для сильного эффекта?

- С какими существительными соотносятся прилагательные?

- Каково назначение повторов? (для акцента внимания)

Учитель:

- Поздние стихотворения Н. Гумилева отличает пристрастие поэта к философским темам, простыми словами он размышляет о жизни. Серьезные вещи надо понимать, уметь в них разбираться. «Слово» - это стихотворение-заклинание, в котором он обращается к Евангелию: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Чтение и анализ стихотворения «Слово».

В раздаточном материале заполните лакуны (пропуски в тексте):

«Автор говорит о могуществе Слова, наделяет его священной силой. Эта мысль подчеркивается использованием ___________(«солнце останавливали словом, словом разрушали города») и _____________(«звёзды жались в ужасе к луне»).  Слово имеет для лирического героя вечное, непреходящее значение, о чём говорят _________________(«словом, словом», «слово», «Слово», «слова»).

___________(«точно розовое пламя») заставляет нас вспомнить строки А.С. Пушкина  «глаголом жечь сердца людей» и задуматься о пушкинских традициях в лирике Гумилёва.  Стихотворение пронизано идеей возрождения мира, возвращения слову красоты, чувства ответственности перед словом. С высоты этой истины печально и критично оцениваются автором реалии «низкой жизни», в этом ему помогают _____________(умное…,скудные…, мёртвые.  Поэт возвысил слово, преклонил перед ним колени.

Список терминов: гипербола, олицетворение, лексические повторы, эпитеты, сравнения».

Учитель:

- Вот таков он был, Николай Гумилев, умевший радоваться и страдать, умевший любить и знавший, что такое любовь. Николай Гумилев, чья судьба была и трагической и в то же время вместившей в себя все веяния этой суровой эпохи. Николай Гумилев - истинный поэт, гордость России. И я думаю, что вас не оставили равнодушными жизнь, судьба и стихи Гумилева.

Рефлексия: Используя данные словосочетания, выразите свое мнение.                                  Сегодня я узнал… было интересно… было трудно…я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу…я почувствовал, что… я приобрел… я научился…у меня получилось… я смог… я попробую… меня удивило…урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Домашнее задание:

Сочинение-рассуждение «Моя встреча с поэтом Н. Гумилевым»





Авторские публикации

Все работы

Ознакомление с нормативной документацией по профилактике хирургической внутрибольничной инфекции. Планирование мероприятий по профилактике экзогенной инфекции

Мы за здоровый образ жизни

Росметод 2020