8 800 550 81 19

Конкурсная работа "Милосердие и сострадание"
Дата размещения 06.12.2014
Название работы: "Милосердие и сострадание"
Ключевые слова:

753
0
NAN

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пензенский государственный технологический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

КАФЕДРА «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

СЦЕНАРИЙ ЧАСА НАСТАВНИКА

 «МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ»

 

 

Составитель: наставник группы 13ОЭ1б, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии Саратовцева Надежда Валентиновна

 

Пенза – 2014

 

Общая характеристика мероприятия

Участники: студенты группы 13ОЭ1б.

Воспитательная цель: воспитание в студентах чувства сострадания, милосердия, умения пойти на помощь ближнему.

Задачи воспитания:

- познакомить с понятиями «милосердие» и «сострадание»;

- умения противостоять жестокости;

- коррекция недостатков характера (жестокости, злости, безразличия);

- развитие навыков анализа и самоанализа;

- развивать желание совершать добрые поступки;

- содействовать воспитанию внимательного отношения к людям;

- воспитать чувства сострадания и  любви к ближнему.

Оборудование и средства: компьютер, проектор, раздаточный материал, карандаши, фломастеры, фотоаппарат, сок «Добрый».

Подготовка к мероприятию: проведение предварительного письменного опроса студентов по выбранной теме и анализ его результатов, подбор материала по теме воспитательного мероприятия, подготовка раздаточного материала, создание презентации, подбор серии роликов по выбранной теме.

Формы проведения: фронтальная, групповая.

Принципы воспитания: наглядность, связь с жизнью, активность, самостоятельность.

Методы и приемы воспитания: выполнение заданий, художественное слово, показ, демонстрация, пример.

 

План занятия:

1.Вводная часть (8 минуты):

– актуальность темы, ее связь с предыдущей темой мероприятия  (5 мин.);

– просмотр фрагмента из кинофильма «Место встречи изменить нельзя» с рассуждениями о наступлении эры милосердия (3 мин.);

2.Основная часть (33 минут):

  • рассуждения и беседа о понятиях «милосердие» и «сострадание» (3 мин.);
  • выполнение задания «Действия и чувства, проявляющиеся при милосердии и мешающие сострадать (3 мин.);
  • беседа по результатам выполненного задания и просмотр ролика «Все равно» (2 мин.);
  • разговор о том, как научиться сострадать, выполнение задания «Нарисуй символ состояния своей души»» (8 мин.);
  • просмотр ролика «Делай добро» (8 мин.);
  • выполнение задания «Работа с таблицей» (2 мин.);
  • рассуждения о делах милосердия, выполнение задания «Солнце человечности» (6 мин.);
  • совет «Перед сном….» (1 мин.).

3.Заключительная часть (4 минут):

  • подведение итогов часа наставника, рефлексия «Настроение в строчке» и «Цветопись»;
  • принятие эликсира доброты – сок «Добрый».

Примечание (!!!): Дополнительно, если останется время (или на перемене) очень хорошо (!!!)  посмотреть ролик «Давай! Вставай!» (10 мин.).

 

Ход мероприятия:

Целый блок наших часов наставника посвящены помощи тому, кто находится в беде. Одно из таких мероприятий у нас прошло. Мы все поняли, что, чтобы помочь человеку нужно, во-первых, сострадание, стремление прийти на помощь, а, во-вторых, необходимо знание как это сделать (вспомним старушку, которая, месте аварии на дороге пострадавшему подложила котомку под голову, уложила на спину и вытерла лицо…. И тем, самым совершила самое настоящее убийство).

Одна из главных, на сегодняшний день проблем – это равнодушие. Основные причины смерти пострадавших – это безучастность и безграмотность очевидцев – в 70% случаях. Кроме того, в настоящее время наблюдается всплеск детской и подростковой жестокости и преступности (многочисленные факты издевательств над животными, недавнее чудовищное преступление школьников г. Заречного Пензенской области, ошеломившее всю Россию – поджог ветерана войны, пожилого 88-летнего мужчины и т.д.)

Беседа со студентами для усиления актуальности темы:

- Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

 - Почему утрачивается чувство милосердия?

 - Стоит ли быть в наше время милосердным?

- Как противостоять злу и жестокости?

Просмотр 1 роликаЭра милосердия (фрагмент кинофильма «Место встречи изменить нельзя») с рассуждениями о наступлении эры милосердия.

Слайд 1(Эра милосердия)

Итак, тема нашего занятия «Милосердие и сострадание»
Определяя тему, желаю, чтобы  хоть немного Ваша жизнь стала лучше, мысли светлее, сердце – добрее.

Определяя тему, советовалась с сыном (ему 10 лет) в плане того нужна ли такая тема, на что сын ответил нужна, а чтобы достучаться до души нужно подобрать слова (метод художественного слова).

Опираясь на слова Суворова А.В. (очень мной любимого): «Человек мыслит образами»,  в ходе мероприятия будем часто обращаться к просмотру роликов, примеров из жизни, разбору высказываний, мыслей, выдержек из литературных источников. О нравственном и духовном – через чувства!

Постараемся пережить час наставника в содействии (вместе)!

Слайд 2(О милосердии. Святитель Иоанн Златоуст)

 «Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком» Святитель Иоанн Златоуст.

Слайд 3(Будьте милосердными)

Будьте милосердными –   милосердием и спасетесь!

Слайд 4(Милосердие)

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит.

Сочувствие, сострадание. Приставка со означает – вместе.

Слайд 5(Милосердие (по Далю)

Милосердие  –    это «сердоболие, сочувствие,    любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость»       (по В.Далю).

Слайд 6(Результаты опроса. Что такое милосердие?). Знакомство с результатами опроса. Рассуждения и беседа со студентами о понятиях «милосердие» и «сострадание».

Выполнение 1 задания «Действия и чувства, проявляющиеся при милосердии и мешающие сострадать» (раздаточный материал).

Беседа по результатам выполненного задания (Какие действия и чувства проявляются при милосердии? Что мешает Вам проявить сострадание к ближнему? Какая колонка получилась больше? О чем это говорит? Прочтите свои записи, кто желает).

Что мешает нам быть милосердными:

  1. Мешают СМИ, их негативное влияние на нравственное состояние молодежи и общества.
  2. Увлеченность спецэффектами – « 3Д», «4Д». Человек переживает массу эмоций, что могло бы ему хватить бы на 2-3 года жизни. Человека становится трудно удивить!
  3. Часто мы сострадаем, но героям фильма, игрокам спортивных игр, спортсменам, но не близким. Фильм смотрим – сострадаем героям, а в соседней комнате младший брат, бабушка, нас зовут –  просят о помощи и мы часто раздражаемся…..(Будем сами с собой искренни).

Л.Н. Толстой пишет: «Но меня очень удивляло, что в России, даже зимой в сильные морозы и снегопад, она шла в театр, а кучер оставался сидеть в коляске, замерзая под снегом и заболевая. Она никогда даже не подумала об этом человеке, которому приходилось мучиться и ждать ее на морозе. Но она постоянно проливала слезы из-за того, что видела на сцене».

 Информацию об убийствах, смерти, катастрофах часто мы начинаем  спокойно воспринимается… Это в православии называется  «окаменелое нечувствие».

 Однажды учёные спросили многих людей:

-Скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать?
Большинство ответило: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным»
- А вы?

Тогда спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других?»

И почти все ответили: добрыми, милосердными.
- А вы?

- А как бы Вы хотели чтоб к вам относились – по милосердию или по справедливости?

Слайд 7(Милосердие. Мать и дитя). Отношения между матерью и ребенком ближе всего к состраданию.

Известен случай, когда на глазах у матери избивали ребенка. На спине ребенка появлялись следы от ударов. На спине матери тоже вздувались синие рубцы, словно от ударов. Это пример настоящего сострадания. Мать воспринимает ребенка как часть себя.

Не так давно на канале «Наука 2.0. была передача о проводимых исследованиях головного мозга человека, сострадающего ближнему (изменения в мозге, его реакция, чувство боли и сострадающего и т.д.).

Выполнение 2 задания «Нарисуй символ состояния своей души» (раздаточный материал). Его анализ.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть  обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Просмотр 2 ролика «Все равно» и его обсуждение.

Слайд 8(Можно ли научиться милосердию)

Что же человеку надо сформировать в себе, чтобы развить такие составляющие чувства доброты, как сострадание и сопереживание?

Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

Известный американский писатель Марк Твен по этому поводу сказал следующее: «Люди, у которых свое горе, умеют утешать других».

Приведу пример о том, как можно научиться милосердиюотрывок из статьи в газете о местном коте:

«Он имел только один глаз, у него отсутствовало одно ухо, а левая нога была когда-то сломана и срослась под каким-то невероятным углом. У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же у р о д л и в ы й кот. Всем детям было категорически запрещено касаться его. Взрослые бросали в него камни. А когда он пытался войти в дом, защемляли его лапу дверью, чтобы он не мог выйти. Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. Если в него бросали вещи он терся о ноги, как бы прося прощения. Если он видел детей, он бежал к ним и терся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь все-таки брал его на руки, он тут же начинал лизать своим шершавым языком уголок рубашки.

Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. В ответ на это он был ужасно искусан. Когда я его обнаружил, Уродливый был почти что мертв. Он лежал, свернувшись в клубок. Грустная жизнь подходила к концу. Я взял его на руки и прижал к себе. Он коснулся головой ладони моей руки, и я услышал мурлыкание. Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном о капельке привязанности! Возможно, о капельке сострадания. И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. Самым любящим и самым красивым. Никогда он даже не попробует укусить или оцарапать меня, или просто покинуть. Он только смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль.

Уродливый умер на моих руках прежде, чем я успел добраться до дома, и я долго сидел, держа его на коленях. Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций или разговоров. И я всегда буду ему благодарен».

 

Слайд 9 (Результаты опроса. Легко ли проявлять милосердие?). Обсуждение результатов со студентами.

Слайд 10(совесть и милосердие. Лягушка)

У лягушки (Человек мыслит образами!!!) очень необычно устроены глаза: они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара. И она видит траву и камни, если движется сама.

Так устроена и наша совесть: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть все более слепнет. Человек перестает видеть смысл в своей жизни.

Слайд 11(наши студенты и милосердие)

Наши студенты – милосердны. Студенты гр. 13ОЭ1б принимали участие:

- 26 декабря 2013 г.  – проведение новогодней ёлки в Чаадаевском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Бережок»;

- 2 марта 2014 г. – посещение Городищенского детского дома-интерната и т.д.

Просмотр 3 ролика «Делай добро» и его обсуждение, поиск закономерности (милость и добро вернутся к вам, милостивы будете, милосердием спасетесь).

 

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все  равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Даже если это преступник – надо пробовать облегчить его страдания. Если его наказало государство, это не значит, что и каждый из людей должен досаждать ему.

Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»

Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды.

 А Сократ сказал: «Познай себя, остальное – второстепенно». Познав себя можно стать неэгоистичным. Познав себя, человек познает не только свое «я», но и «я» всех остальных.

  Выполнение 3 задания «Работа с таблицей»

Я помог!

Мог, но не помог…..

Кому я помог?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ и обсуждение выполненного задания.

Слайд 12(милостыня)

Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай».

Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Благотворитель воочию видел людскую нужду, которую он облегчал, и его сердце смягчалось. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего  спасается», – говорили в старину. 

Милостыня должна быть от сердца,  а не от гордости (я хороший, я дал).

Подавая милостыню, мы 1\10 отдаем, а 9\10 – берем себе, душа светлеет, сердце радуется.

Но нужно знать, что «у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне».

Беседа:

- Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

- Кому милосердие и сострадание нужнее всего?

- Есть ли люди, не достойные милосердия? 

- Нужно ли проявлять милосердие к «падшим» людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?

Рассказ  о поездке в Москву (случай, произошедший со мной, вокзал и бомж). Часто бомжи – интеллигенция, с 2-мя высшими образованиями, ученые….

Рассказ об автобусе «Милосердие» в Москве (помощь, еда, каждый может стать бездомным), об организации обедов от крупного бизнесменаи др. Факты от самих студентов).

Выполнение 4 задания   «Солнце человечности».

Каждый студент  рисует на солнце свой луч и подписывает на нём имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески. Анализ выполненного задания.


Слайд 13(на заметку)

Вечером, перед тем, как уснуть, подумайте:

Кого я сегодня простил?

Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости? 

Слайд 14(Рефлексия мероприятия студентами)

Студенты выполняют следующие задания:

Упражнение «Настроение в строчке»

Выбрать одну строчку песни, стихотворения, отражающих настроение человека в данный момент.

 

Методика «Цветопись»(оценка занятия цветом).

Студенты фиксируют соответствие настроения тому или иному цвету:

 

- красный  –  восторженное;

- оранжевый – теплое;

- желтый –  светлое;

- зеленый –  спокойное;

- синий – грустное;

- фиолетовый –  тревожное;

- черный – уныние.

 

 

Слайд 15 (Будьте милосердны!)

Просмотр 4 ролика «Давай! Вставай!»

 

Как известно, сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Давайте, наряду с проведенной беседой и мероприятием примем для профилактики и лечения нас от безразличия и жестокости целительного лекарства (Принятие эликсира милосердия и доброты – студенты пьют сок «Добрый»).

 

Список используемых источников и литературы:

  1. Нравственно-эстетическое воспитание. Сопереживание и сострадание [Электронный ресурс] URL:  // http://festival.1september.ru/articles/574764/ {дата обращения 23.10.14}
  2. Классный час по теме «Жестокость. Сочувствие. Равнодушие» с презентацией [Электронный ресурс] URL:  // http://infourok.ru/material.html?mid=26395{дата обращения 26.10.14}

3.          Милосердие и сострадание  [Электронный ресурс] URL:  // http://www.assalam.ru/content/story/1599 {дата обращения 23.10.14}

  1. Милосердие [Электронный ресурс] URL:   // http://vospitatelniza.ucoz.ru/load/prezentacija_quot_miloserdie_quot/1-1-0-21{дата обращения 29.10.14}
  2. Милосердие [Электронный ресурс] URL:  // http://referat.znate.ru/text/index-27923.html {дата обращения 01.11.14}
  3. Милосердие и сострадание [Электронный ресурс] URL:  // http://ru.convdocs.org/docs/index-243315.html{дата обращения 06.11.14}
  4. Ролик «Эра милосердия» [Электронный ресурс] URL:  // http://www.youtube.com/watch?v=yfni6Quctew{дата обращения 10.11.14}
  5. Ролик «Все равно» [Электронный ресурс] URL:  // http://www.youtube.com/watch?v=0-B6jmK8SZA{дата обращения 06.11.14}
  6. Ролик «Делай добро» [Электронный ресурс] URL:  // http://mover.uz/watch/K6t75yKj/{дата обращения 10.11.14}
  7. Ролик «Давай! Вставай!» [Электронный ресурс] URL:   // http://www.miloserdie.ru/doc/archives/664{дата обращения 13.11.14}

 

Приложения

Приложение 1

Вопросы для письменного предварительного опроса

1. Каким характером Вы бы хотели обладать?

2. Какими Вы хотели бы видеть окружающих Вас людей?
3. Что такое милосердие?

4.Часто ли Вы слышете слово «милосердие» («сострадание»)?

5. Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?

6. Как бы Вы хотели, чтобы к Вам относились люди: милосердно или по справедливости?

 

Приложение 2

Раздаточный материал с заданиями

Задание 1

Разделите лист на 2 колонки и запишите  в:

1-ую - действия и чувства, которые следует проявлять при сострадании, сопереживании, а во 2-ую - какие мешают нам сопереживать, содействовать.

- Какая колонка получилась больше? О чем это говорит? Прочтите свои записи, кто желает.

Задание 2 Символ

Нарисуйте символ вашего внутреннего состояния души.

Задание 3 Работа с таблицей

 

Я помог!

Мог, но не помог…..

Кому я помог?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4  «Солнце человечности»

Каждый студент  рисует на солнце свой луч и подписывает на нём имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески.

 

Приложение 3

Презентация к часу наставника «Милосердие и сострадание» (прилагается)





Авторские публикации

Все работы

Коллективный творческий проект "Вечно живая вода"

Создание флеш-анимации средствами macromedia flash

Росметод 2020