8 800 550 81 19

Главная - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - План-конспект урока. СССР во Второй мировой войне. Великая отечественная война советского народа
Конкурсная работа "План-конспект урока. СССР во Второй мировой войне. Великая отечественная война советского народа"
Дата размещения 07.12.2014
Название работы: "План-конспект урока. СССР во Второй мировой войне. Великая отечественная война советского народа"
Ключевые слова:

583
0
NAN

ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

Преподаватель Ивушкина Е.А.

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

(комбинированный урок)

Тема урока:

СССР во второй мировой войне. Великая Отечественная война советского народа

Цели урока:

 

  1. обучающая: дать учащимся представление о причинах Второй мировой войны, раскрыть основные события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., раскрыть главные направления работы по организации отпора врагу.

2.Воспитательная: воспитание у студентов патриотизма на примерах мужества и героизма советских людей (в том числе и героев-пензенцев) на фронтах и в тылу страны.

3.Развивающая: развивать способность учащихся анализировать первоисточники, работать с документами, делать выводы о цене Победы и уроках войны.

 

Оборудование: карта, плакаты, презентации: «СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война советского народа»; «Сталинградская битва».

 

Ход урока:

 

  1. Орг. Момент                                                                     3 мин.

II.Проверка знаний: вопросы по пройденному материалу, хронологический диктант                                             12 мин.

Вопросы диктанта:

  1. Когда был подписан Брестский мир?

2.Когда была принята первая Конституция РСФСР?

3.Когда был образован СССР?

4.Когда приняли первую Конституцию СССР?

5. Назовите годы первой пятилетки.

6.Когда был взят курс на индустриализацию?

7.Когда проходила коллективизация в СССР?

8.Назовите год принятия «сталинской» Конституции.

  1. Когда был подписан советско-германский пакт о ненападении?
  2.  Когда проходила советско-финляндская война?

Фронтальный опрос группы по основным событиям предыдущей темы.

III.Изучение нового материала по теме:

СССР во второй мировой войне. Великая Отечественная война советского народа

План

1. Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны.

2. Причины неудач Красной Армии в начальный период войны.

3. Мобилизация всех сил и средств на отпор врагу.

4. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

5. Итоги и уроки второй мировой войны.

 

1. В 1933-1939 гг. СССР значительно активизировал свои внешние усилия на международной арене, причем они носили антигерманский характер. В середине 30-х гг. Москва активно поддерживала идеи создания коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке. В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. Аналогичные подходы СССР и западных стран нашли свое отражение и в отношении таких важнейших событий 30-х гг. как гражданская война и интервенция Германии и Италии в Испании. СССР оказал значительную помощь - экономическую, политическую, военную, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев, – испанскому республиканскому правительству. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало.

в Москве 12-21 августа 1939 г. переговоров англо-франко-советских военных миссий. Основные противоречия по-прежнему вызывали вопросы о количестве выставляемых советских дивизий, о гарантиях оказания помощи союзникам в случае конфликта и праве прохода советских войск через территорию Польши и Румынии. К 17 августа переговоры зашли в тупик.

Практически одновременно состоялись переговоры между Германией и Советским Союзом, приведшие к подписанию в Москве 23 августа 1939 г. министрами иностранных дел Германии и СССР – Рибентропом и Молотовым пакта о ненападении с секретными статьями, которые разграничивали «сферы интересов» Германии и СССР в Восточной Европе. Согласно этим статьям, Польша становилась немецкой сферой влияния, за исключением восточных областей, а Прибалтика, Восточная Польша, Финляндия, Бессарабия и Северная Буковина – сферой интересов СССР. Договаривающиеся стороны условились о невмешательстве в случае конфликта одной из них с «третьей державой».

12 октября правительству Финляндии было предложено заключить с СССР пакт о взаимопомощи. Когда последовал отказ, у границы с Финляндией началось сосредоточение советских войск. Во время учений было убито и ранено несколько офицеров и красноармейцев. Это было использовано, как повод обвинить Финляндию в агрессии и объявить ей войну. Для СССР эта война была неудачной, прорвать укрепленную линию Маннергейма так и не смогли. По решению Лиги наций от 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из этой организации и оказался в международной изоляции.

Презентация: «СССР во второй мировой войне. Великая Отечественная война советского народа»

2. Военные историки выделяют еще один период Великой Отечественной войны –начальный, который занял немногим менее месяца. За это время произошли крупные поистине трагические события. Остановимся на причинах временных неудач Красной Армии в начале Отечественной войны. Говоря об этом, надо посмотреть, что из себя представляла фашистская Германия к моменту нападения на СССР?

1. По военно-экономическому потенциалу Германия в 2 раза превосходила СССР:

а) население фашистской Германии и ее союзников составляло 290 млн. чел.; СССР – 193 млн.;

б) они металла, электроэнергии, угля производили в 2,0-2,5 раза больше, чем СССР;

в) вся промышленность Германии и ее союзников была задолго переведена на военные рельсы (в Германии только монополии США построили в предвоенные годы около 300 военных промышленных предприятий).

В СССР вся промышленность работала  на мирные цели.

Для оснащения гитлеровской армии работали оружейные и машиностроительные концерны и заводы Австрии, Бельгии, Франции, Чехословакии. Так называемые  «нейтральные» страны – Испания, Португалия, Турция, Швеция – поставляли ей важное стратегическое  сырье: олово, вольфрам, хромовую и железную руду.

г) В начале войны фашистская Германия выставила в 2 раза больше дивизий, чем СССР. К началу 1941 г. Германия имела 214 олностью укомплектованных и хорошо вооруженных дивизий. Из них 190 было направлено против СССР. Армия вторжения насчитывала 5,5 млн. солдат и офицеров.

Никогда в истории еще не создавалась такая армия вторжения. В нашей стране за период с 1939 по 1941 гг. число вооруженных сил было увеличено почти в 2 раза, проводилось оснащение войск новой боевой техникой. Однако перестройка и техническое перевооружение Красной Армии не было завершено.

д) Фашистская Германия имела уже двухлетний опыт ведения крупных боевых операций в Европе. Ведь к тому времени она завоевала ее почти всю.

Таков военно-экономический потенциал фашистской Германии к началу нападения на СССР, который и явился одной из важнейших причин первых трудностей Красной Армии и всего народа в войне.

2. Второй причиной временных неудач Красной Армии и трудностей первого периода войны была внезапность нападения фашистов.

3. В связи с продвижением вражеских войск в глубь страны на территории, занятой врагом, остались военные склады с боевой техникой, вооружением, боеприпасами.

4. К началу войны не была укреплена должным образом новая граница, а укрепления на старой - демонтированы.

5. Фашистская Германия вступила в войну в союзе с фашистской Италией, хортистской Венгрией, королевской Румынией, Финляндией. СССР вел войну один и, кроме того, вынужден был держать значительные силы на Востоке страны (40 дивизий) и в Закавказье, так как Япония и Турция, при благоприятных для них условиях, намеривались вступить в войну с СССР.

6. Имеются и причины, связанные с культом личности Сталина.

В результате необоснованных репрессий 1937-1938 годов Советские Вооруженные Силы лишились опытных командиров и политработников (Блюхер, Тухачевский, Якир, Егоров, Уборевич и др.). Крупные ошибки были допущены в строительстве вооруженных сил (сокращение моторизованных дивизий, ликвидация танковых корпусов и др.).

Таким образом, первый период Великой Отечественной войны для Советского Союза был исключительно тяжелым.

3. Велась грандиозная работа по превращению страны в единый военный лагерь, объединение всех сил народа под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!». Эта работа велась по пяти направлениям.

I направление – военно-мобилизационное, направленное на развертывание вооруженных сил, укрепление и усиление действующей армии.

а) в первый день войны была мобилизация по 13 возрастам – с 1905 г. по 1918 г. рождения (к 1 июля 1941 г. – 5,5 млн. человек);

б) 28 июня по решению Политбюро ЦК была образована Ставка Главного Командования (с 10 июля – Ставка Верховного Главнокомандования), ее председателем был утвержден И.В. Сталин;

в) возросла роль военных советов фронтов и армий. В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти передавались военным советам.

2 направление. Перестройка народного хозяйства страны, создание военной экономики и увеличение выпуска военной продукции. Выполнять эту задачу приходилось  в неимоверно трудных условиях. Ведь в первые месяцы войны враг захватил территорию, на которой проживало 40% населения страны, добывалось 68% каменного угля, выплавлялось 71% чугуна, 58% стали. С конца июля по ноябрь 1941 г. валовая  продукция промышленности страны сократилась в 2,1 раза. Особенно тревожило положение дел в пороховой промышленности. Здесь пять из восьми заводов пришлось эвакуировать на восток страны.

3-е направление – организация борьбы в тылу германских войск. Это движение, по своему характеру и нанесенному урону врагу, не имеет себе равного в истории. Уже 18 июля 1941 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск». К концу 1941 года на оккупированной врагом территории действовало более 2 тыс. партизанских отрядов общей численностью свыше 90 тысяч человек и значительное количество боевых групп (руководитель партизанского движения П.К. Пономаренко).

4-е направление – перестройка идейно-политической работы, которая, в свою очередь, имела несколько направлений:

1. Разъяснение характера и целей войны.

2. Воспитание социалистического патриотизма и мужества народа в борьбе с фашизмом.

3. Воспитание дружбы советских народов.

4. Придавая большое значение оперативности информации о ходе военных действий и трудовых успехов, Политбюро решило создать Совинформбюро. С 25 июня сводки Совинформбюро выпускались ежедневно.

5. Было разрешено всем центральным газетам и радио иметь на фронте постоянных военных корреспондентов.

6. Перестроило свою работу радио. Оно вело передачи на 70 языках народов СССР и на 28 иностранных языках. В первый день войны появился первый военный выпуск последних известий.

7. Стала широко использоваться наглядная агитация.

8. Перестраивали работу местные партийные организации.

9. Перестраивалась деятельность культурно-просветительных учреждений.

5-е направление – внешнеполитическая  деятельность государства.

22 июня Англия, а 24 – США заявили о поддержке СССР. 29 сентября 1941 г. в Москве состоялась конференция трех держав, которая наметила пути использования ресурсов союзников в войне.

1 января 1942 г. в Вашингтоне была подписана декларация 26 государств о сотрудничестве в войне. Впоследствии государства, подписавшие декларацию и присоединившиеся к ней, получили наименование «Объединенные нации». 26 мая 1942 года был заключен англо-советский договор о союзе в войне против гитлеровской Германии, 11 июня 1942 г. в Вашингтоне было заключено советско-американское соглашение.

4. Началом коренного перелома стала победа советских войск под Москвой. В конце августа – начале сентября 1941 года враг готовил бросок на Москву. Победа Красной Армии под Москвой имела огромное военно-политическое значение, оказавшее решающее влияние на весь ход Великой Отечественной и второй мировой войны:

1. Это было первое крупное поражение немецко-фашистских войск, в ходе которого произошел и окончательный крах «блицкрига».

2. Перед всем миром была развенчана легенда о «непобедимости» гитлеровской армии (она понесла моральный урон, у нее произошел психологический надрыв).

3. Победа под Москвой воодушевила воинов Советской Армии и тружеников тыла. Она показала, что, несмотря на неудачное начало, война неизбежно будет выиграна Советским Союзом.

4. Первое крупное поражение вызвало глубокий кризис в самой Германии и потрясло весь фашистский блок.

Победа Красной Армии под Москвой имела и огромное международное значение:

1. Она была воспринята во всем мире как общая победа прогрессивных сил над фашизмом. Ослабла угроза вступления в войну Японии и Турции.

2. Она подняла дух свободолюбивых народов, усилила движение Сопротивления в оккупированных фашистами странах.

3. Сыграла значительную роль в укреплении антигитлеровской коалиции.

Коренным переломом в в войне стала Слинградская битва. В июне 1942 года был создан Сталинградский фронт, которому была поручена оборона города. «Ни шагу назад!», «За Волгой для нас земли нет! » – таков был девиз советских войск и всего народа. К концу 1942 г. Красная Армия по количеству войск, вооружению и боевой технике сравнялась с немецкой. В окружении оказались 6-я полевая и 4-я танковая армии противника, 22 дивизии, численностью 330 тыс. человек.

В ходе боев нашими войсками было взято в плен 91 тыс. солдат и офицеров во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Общие потери фашистской армии в Сталинградской битве с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. составили свыше 800 тыс. человек, около 2 тыс. танков, более 10 тыс. орудий и минометов, 3 тыс. боевых и  транспортных самолета. Фашистская армия лишилась 32 дивизий и 3 бригад, а 16 дивизий были обескровлены на 75%. Не случайно Гитлер объявил 3-дневный национальный траур по всей Германии в связи с разгромом на Волге.

Это была всемирно-историческая победа народа. Разгром гитлеровцев на Волге означал коренной перелом не только в ходе Отечественной, но и второй мировой войны. Победа на Волге оказала сильное влияние на развитие международных событий, ускорив кризис государств фашистского блока.

Презентация: Сталинградская битва

Готовясь взять реванш за поражение под Сталинградом, фашистское командование разработало и начало подготовку операции «Цитадель». Ее цель: встречными ударами из Орла и Белгорода, окружив и уничтожив советские войска на Курском выступе, развить наступление вглубь страны. К началу наступления в районе Курска враг сосредоточил 50 лучших дивизий, в том числе 16 танковых. В битве под Курском враг сосредоточил более 1/3 всех немецких соединений, находившихся на советско-германском фронте.

Ставка сосредоточила против вражеских войск крупные силы, численностью 1,3 млн. человек, до 20 тыс. орудий и минометов, около 3600 танков, 2370 самолетов. За ними располагались войска Степного фронта. Сражение началось 4 июля 1943 года. 12 июля под Прохоровкой развернулось величайшее в истории войн танковое сражение, в котором с обеих сторон одновременно участвовало около 1200 бронированных машин. В тяжелых боях враг был обескровлен. 15 июля Советские войска перешли в наступление. 5 августа они овладели Орлом и Белгородом.

        Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны и поставила гитлеровскую Германию перед неизбежностью катастрофы. Стратегическая инициатива перешла к Советской Армии.

Реферат студента Каратаева Дениса «Курская битва. Завершение коренного перелома в войне.»                            7 мин.

Опасаясь, что Советский Союз сам завершит разгром фашистской Германии, правящие круги США и Англии пошли на дальнейшие переговоры по открытию второго фронта. На Тегеранской конференции они обязались открыть второй фронт 1 мая 1944 года.

Боевые операции советских войск III и IV периода Великой Отечественной войны студентам предлагается изучить самостоятельно, поработав с учебником:   История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина .- 4-е изд. .- Москва : Просвещение , 2008

5. Итоги и уроки второй мировой войны.

Главным итогом боевых действий стал разгром блока фашистских государств, что спасло мир от угрозы порабощения.

Произошли значительные территориальные изменения. СССР были переданы Курильские острова и Южный Сахалин, право на аренду Порт-Артура. К нам отошла Восточная Пруссия с Кенигсбергом, а граница с Польшей прошла по «линии Керзона». Незначительно изменилась граница с Финляндией и Чехословакией. Польша получила значительную часть Германии. Изменилась граница Югославии с Италией и ряд других. Государства-агрессоры потеряли все свои колонии.

Важнейшие уроки второй мировой войны заключаются в следующем:

1. Она еще раз показала, что вся тяжесть войны ложится на плечи народов. В народных массах нет людей, заинтересованных в войне;

2. Один из уроков состоит в том, что войну значительно легче начать, чем кончить. Война, начавшись, далее развивается уже по своим собственным законам, ее исход запланировать практически невозможно;

3. Войну нельзя спланировать ни по масштабам, ни по характеру применяемых средств. Начинаясь как локальная, она может втянуть в свою орбиту другие государства и стать мировой. В настоящее  время любой локальный конфликт может стать запалом новой мировой войны. Тем более нельзя ограничить применение наличных средств ведения войны, в том числе самых разрушительных;

4. Предупреждение войны нуждается в единстве действий миролюбивых сил.

IV. Закрепление материала

1 Когда шла гражданская война в Испании? В чем заключалась помощь СССР?

2.  Когда был подписан пакт Рибентропа-Молотова.

 3. Назовите причины и итоги советско-финской войны.

4. Когда возник план «Барбаросса»? Каковы были цели Германии по этому плану?

5. В чем причины поражения Красной Армии в начале войны?

6. Каково историческое значение битвы под Москвой?

7. В чем историческое значение победы советских войск под Сталинградом?

8. Цена победы и уроки второй мировой войны.

 

V.Оценки

VI. 

Обоснование выставленных оценок.

 

VII.Домашнее задание.

 

1.Изучить материал по учебнику:   История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина .- 4-е изд. .- Москва : Просвещение , 2008 , стр. 160-170.

2.Сделать краткие конспекты по основным битвам Великой Отечественной войны, с выводами по каждому вопросу.

3.Подготовить рефераты:

«Зимняя война»,              Бурлаков Е.

«Наш земляк А.М. Кижеватов»     Шеланков А.





Авторские публикации

Все работы

Методическая разработка практического занятия Тема "Передача информации в письменной форме с соблюдением требований культуры речи"

КОС к ПМ 03, ПМ 04 и ПМ 05 для квалификационного экзамена по данным модулям по профессии Электромонтер ОПС

Росметод 2021