8 800 550 81 19

Главная - Новости - Университеты переходят в цифровой формат
Университеты переходят в цифровой формат

Минобрнауки России готовит запуск Программы стратегического академического лидерства и отлаживает механизмы ее реализации с учетом задач существующего федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». 14 октября 2020 года Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков обсудил вопросы синхронизации этих государственных программ с участниками рабочей группы «Кадры для цифровой экономики». Участники заседания рассмотрели возможности создания условий в университетах-участниках Программы для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе у студентов ИТ-специальностей. Члены рабочей группы одобрили проект постановления Правительства РФ «О мерах государственной поддержки российских образовательных организаций высшего образования в целях научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и содействия региональному развитию».

В этот же день замминистра науки и высшего образования РФ Александр Нарукавников провел заседание Президиума Совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по цифровому развитию и информационным технологиям. Основной темой мероприятия стало рассмотрение методики установления объемов субсидии для цифровизации университетов. Денежные средства будут предоставлены на совершенствование инфраструктуры, внедрение цифровых продуктов и услуг, а также кадровое развитие. Ранее развитие цифровой инфраструктуры университетов было обсуждено на заседании Совета Российского союза ректоров. По итогам заседания решено организовать рабочую группу для разработки концепции цифровой трансформации высшего образования, предполагающей создание новых условий взаимодействия студентов и преподавателей, развитие виртуальной академической мобильности, реализацию индивидуальных образовательных траекторий, повышение уровня цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава.

Особый интерес представляют лучшие практики развития цифрового образования в университетах, участвующих в Проекте 5-100. Опыт, приобретенный этими вузами за несколько лет создания дистанционных образовательных курсов, позволяет запускать востребованные онлайн-программы профессиональной навигации и обучения, а также делиться лучшими практиками с педагогами других научно-образовательных центров. 

Так, в список лауреатов премии Правительства в области образования в 2020 году вошла Анна Габдурафикова, директор Заочной физико-технической школы (ЗВТШ) МФТИ. Учреждение было создано в 1966 году для углубленной подготовки школьников по физике и математике и содействия их дальнейшему профессиональному самоопределению. За время существования школы подготовку прошли более 100 тысяч старшеклассников, многие из которых стали студентами МФТИ. ЗВТШ уже не первый год реализовывает дистанционные образовательные программы с помощью собственной онлайн-платформы. Подобный формат обучения позволяет всем желающим пройти полноценный образовательный курс независимо от их места проживания. «Благодаря онлайн-программам мы можем значительно расширить поток учеников и предложить углубленное обучение любому ребенку, который желает совершенствоваться в технических науках. От 18 тысяч учеников мы планируем прийти к 100 тысячам, – говорит директор ЗФТШ МФТИ Анна Габдурафикова. – Мы хотим добавить новые предметы, такие как робототехника и астрономия, а также реализовать обучение на английском языке, чтобы охватить международную аудиторию».

Основным трендом в условиях повсеместного перехода на удаленное обучение из-за ухудшения эпидемиологической ситуации становится развитие массовых открытых онлайн-курсов. Программа Томского государственного университета Presentation skills, размещенная на платформе Сoursera, вошла в топ-20 востребованных курсов «The best online courses of all time» по версии английской поисковой системы Class Central. За три года обучение прошли более 100 тысяч слушателей, желающих улучшить свои навыки публичных выступлений, – от студентов и ученых до чиновников и бизнесменов. Директор Института дистанционного образования ТГУ Михаил Шепель отметил, что подобные достижения подтверждают высокое качество дистанционного образования вуза, который за последние годы выпустил уже более 90 онлайн-курсов. В условиях пандемии университет предоставил свободный доступ к более чем 70 своим курсам, размещенным на самых популярных образовательных онлайн-платформах.

Самым популярным онлайн-курсом ИТМО является англоязычная программа «How to Win Coding Competitions: Secrets of Champions», размещенная на образовательной платформе edX. Разработчиком курса является единственный в мире вуз, студенты которого семикратно выигрывали самую престижную университетскую олимпиаду по программированию ACM/ICPC. Согласно исследованию edX, слушатели выделяют этот курс ИТМО как наиболее актуальный и востребованный для IT-специалистов, а также отмечают, что во время обучения к ним вернулась уверенность в том, что программирование может быть интересным.

Многие успешные онлайн-курсы создаются в университетах в рамках Программы повышения конкурентоспособности 5-100. Один из них – «Методы и алгоритмы цифровой обработки сигналов на базе MATLAB», доступ к которому в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» открыли для студентов технических специальностей, инженеров и специалистов в области цифровой обработки данных.

Центр открытого образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого готовит серию курсов, связанных с цифровой трансформацией: цифровая грамотность, цифровая культура, нейросети и машинное обучение, киберфизические системы. Онлайн-курсы будут доступны всем желающим на платформах «Открытое образование» и Coursera. В программу войдут кейсы и практические занятия по виртуальной реальности, робототехнике и бизнес-аналитике. 

Сервис «Цифровой тьютор», который разрабатывается в Уральском федеральном университете, призван помочь преподавателям правильно подбирать онлайн-курсы при выстраивании индивидуальных образовательных траекторий для студентов. Среди возможностей программы – аналитические данные цифрового следа студента, информация о его предпочтениях, успешности и вовлеченности в учебный процесс. Создатели сервиса в УрФУ считают, что встроенная система оценки качества по данным учебной аналитики позволит в дальнейшем авторам совершенствовать контент своих онлайн-курсов и повышать эффективность обучения. Прототип сервиса уже доступен для руководителей образовательных программ.

Еще один проект, нацеленный на повышение профессионального уровня преподавания, реализует Томский политехнический университет. В запущенной ТПУ межуниверситетской сетевой программе «Профессиональная деятельность педагога в условиях современного образования» могут принять участие преподаватели всех томских вузов. «Ситуация с массовым переходом на дистанционное обучение показала, насколько нестабильна система образования и изменчивы роли и функции современного преподавателя. Модульная программа, разработанная совместно со специалистами всех вузов Томска, даст слушателям набор компетенций, которые невозможно получить в одном вузе», – уверена координатор программы, начальник отдела организации онлайн-обучения ТПУ Евгения Исаева.

Пандемия COVID-19 влияет на образовательный процесс, заставляя пересматривать принципы организации процесса обучения. В университетах Проекта 5-100 создаются собственные успешные модели на основе смешанного обучения, сочетающие классическое и цифровое образование.

Источник: Проект 5-100

Авторские публикации

Все работы

Методика организации и проведения экзамена (квалификационного)

Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура"

Росметод 2020